Деловой и промышленный туризм



05.04.2019, 13:53



  • Деловой и промышленный туризм
  • Деловой и промышленный туризм Деловой и промышленный туризм Деловой и промышленный туризм Деловой и промышленный туризм Деловой и промышленный туризм Деловой и промышленный туризм


   
         
Туризм сегодня стал самостоятельной отраслью экономики, как на федеральном, так и на региональном уровне. При этом у данной отрасли колоссальные перспективы. Поэтому на уровне государства сегодня стоит задача поддержки развития туризма как внутреннего, так и въездного. 

Так в каком направлении развивать внутренний туризм? Какие виды туризма более привлекательны для россиян? В каком направлении развиваться компаниям туристической отрасли? 
5 марта в Набережных Челнах по инициативе Казанского инновационного университета им. Тимирясова (ИЭУП) состоялась 3-я всероссийская научно-практическая конференция «Территории опережающего социально-экономического развития: вопросы теории и практики». 

Напомню, что для более интенсивного развития моногородов в вопросе деверсификации производства и снижения зависимости от негативных факторов присутствия единственного градообразующего предприятия, на их территории  стали создаваться площадки с льготными условиями налогообложения и преференциями для производств, которые создают новые рабочие места и наполняют бюджет. Такие территории называют ТОРами – или территориями опережающего развития. Таких в Татарстане пять: Зеленодольск, Набережные Челны, Нижнекамск, Менделеевск и Чистополь. 

Мы, как туроператор, обсудили с участниками конференции РАЗВИТИИ ДЕЛОВОГО И ПРОМЫШЛЕННОГО ТУРИЗМА в ТОСЭР в качестве одного из решений остро стоящих проблем «кадрового голода», нехватки квалифицированных специалистов и предотвращения оттока молодежи.

Эту проблему сегодня решают различными способами и на разных уровнях, начиная с профориентационных уроков для дошкольников и будущих выпускников школ, и завершая переподготовкой кадров на уровне уже состоявшихся специалистов из других отраслей. Цели такой деятельности – повышение престижа рабочих профессий, так необходимых производственным предприятиям, создания условий для повышения уровня инженерно-технического персонала. Мы, как туроператор, также пытаемся сделать собственный вклад в реализацию данной идеи и вот уже больше года реализуем собственный проект школьных профориентационных туров на предприятия нашего региона. 

На практике мы столкнулись с ситуацией, когда предприятия сами не позволяют себе быть открытыми. Именно это создает информационный голод, последствиями которого является пресловутый отток молодых и умных «голов» в более перспективные с их точки зрения города и регионы. 

Молодежь, выпускники, студенты, молодые семейные специалисты, изо дня в день находясь в информационном вакууме относительно того, что из себя представляют современные предприятия, находящиеся за соседним забором, решают строить свою деловую карьеру в других городах. Очень часто молодежь даже не знает, чем занимается их родители на заводе. Не каждый современный рабочий или специалист, работающий на заводе, является его патриотом, или остается объективно лояльным к самой компании, к руководству, к производственной системе.
 
А «соседние» предприятия потом сетуют на отсутствие кадров, и начинают искать и рабочих, и квалифицированных специалистов по всей стране, а иногда и за границей. 
Так рождаются «мифы» о том, что в маленьких городах нечем заняться, что там невозможно построить карьеру, элементарно устроиться на работу, решить проблемы с образованием детей, досугом и так далее. 

Как и какими способами можно переориентировать молодежь, чтобы наши предприятия не испытывали кадрового голода, чтобы мозги и рабочие руки «не утекали»?  

Вы слушаете меня, и думаете, а при чем здесь туризм? Так вот, формируя годовую программу для профориентационных туров, беседуя с экспертами и потребителями, мы пришли к выводу - туристические компании могут помочь в решении кадровых проблем в рамках своей непосредственной деятельности. Конечно при определенных условиях, но об этом чуть позже. 

С одной стороны имеется спрос на молодых и квалифицированных специалистов от предприятий. С другой стороны есть большой спрос на вакансии, которые обеспечивают стабильный доход и позволяют человеку самореализоваться. 

В принципе, все очень просто – чтобы сдержать отток молодежи и привлечь квалифицированные кадры, необходима наглядная демонстрация социального и производственного потенциала региона, района, предприятия, завода, компании. 

То есть, необходимо дать человеку возможность узнать о «продукте» как можно больше, попробовать его на зуб, пощупать, чтобы принять решение. А предприятиям и компаниям дать возможность оценить качество запросов на кадровый потенциал, спрогнозировать производственные мощности с учетом интереса к ним со стороны потенциальных работников. 
Да, существуют ярмарки вакансий, существуют интернет-ресурсы, которые помогают решать эти вопросы оперативно. Не стоит забывать о «сарафанном радио», которое всегда полниться и объективными и субъективными оценками. 

Но есть и другая реальность, в которой производство год от года развивается, работники делают карьеру и лояльны к своему предприятию. Вот эту РЕАЛЬНОСТЬ и необходимо показать.
  
При этом необходимо учесть, что на туристическом рынке в данный момент довольно обширный выбор познавательных туров. Все зависит от того, что хочет увидеть турист. Россия богата старинными городами, являющими памятниками истории. И познавать историю своей страны будет гораздо интереснее, если гиды не просто расскажут о крупных предприятиях за окном туристического автобуса, а еще и покажут их во всей красе вместе с заводскими экспертами. Факт, что в стране активно развивается профессионально-деловой туризм: конференции, семинары, форумы, выставки, и интерактивные площадки. Но это отдельный и особенный туристкий продукт. Зато в арсенале любого туроператора есть множество туров по историческим местам внутри региона.

Сегодня Камский центр туризма активно предлагает своим партнерам и клиентам такие экскурсионные туры. На них всегда есть спрос. Очень часто в такие туры отправляются школьники, молодежь: это и полезно, и доступно. Немного реже в такие туры отправляются люди в возрасте от 30 до 45 лет. Свои отпуска, если они заняты на производстве, они планируют по-другому. А если они не заняты? Как им получить достоверную информацию?

Полезность экскурсионных туров несомненна: познание, знакомство с наследием, активный отдых и т.д.  Но, как и любой другой продукт, экскурсионные маршруты становятся в буквальном смысле «привычными» и теряют новизну и привлекательность. 

Пришло время предложить нашей аудитории новый инновационный, как любят сейчас выражаться, продукт - экскурсионные маршруты, которые будут знакомить туристов не только с историческим наследием, культурными достопримечательностями местности, но и с ее производственным и технологическим потенциалом. Мы уверены, что такие туры будут востребованы. И теми, кто в принципе «любит» путешествия по России, и теми, кто находится в поиске своего места под солнцем или мечтает о перемене места жительства. 
Уж, коль развивается сельский туризм, есть такое направление как деловой туризм, то почему бы на начать развиваться экскурсионно-промышленному? 

При этом никто не запрещает делать такие проекты коммерческими, что также будет дополнительно мотивировать предприятия, испытывающие трудности с кадрами. Например, ЗАВОД БЕЛАЗ в рамках проекта промтуризма за два года (2015- 2017) посетили более 35 тысяч человек. Это граждане более чем 20 стран мира, среди которых Испания, Италия, Франция, Норвегия, США, Великобритания, Ливан, Иордания, Литва, Латвия, Эстония, Польша, Грузия, Казахстан, Российская Федерация.

Это говорит о том, что можно сделать и люксовый «пиар» для бренда, для марки, для персоны, если «открыть турникет» на проходной для посещения туристическими группами. 
 
И вот какие условия, с нашей точки зрения, необходимы для успешной реализации этой идеи: 
1. Первое, и главное – компаниям, заводам и фабрикам необходимо «открыться». Не устраивать «Дни без турникета» только в рамках ежегодной общероссийской акции «для галочки», а поставить это все на постоянный поток и устойчивые рельсы.  

2. Второе, органы местного самоуправления, в рамках собственных программ, могут, в свою очередь, активно содействовать взаимодействию предприятий и организующей стороны – то есть нас туроператоров. 

Это касается, например, решения вопросов относительно автоперевозчиков. При организации автобусных профориентационных туров для старших школьников, мы сталкиваемся с весьма долгим и малоэффективным процессом согласования разрешительного пакета. Чуть больше внимания этому вопросу, и родители школьников охотнее будут инициировать такие экскурсии. 

Множество инструкций принимается на местном и федеральном уровне под видом организации безопасности пассажирских перевозок. В результате единственно возможный вид передвижения коллективных групп становиться недоступным. Это как раз из области тех вопросов, которые решаются на уровне горсоветов, законодательных органов региона и на уровне Госдумы. И тут без поддержки со стороны МСУ предприятиям и туроператорам не обойтись!

3. Третье условие – организация самого тура. В этом пункте главным действующим лицом выступает туроператор.  Камский центр туризма готов предложить свои услуги по организации потока туристов на предприятия на основе взаимовыгодного сотрудничества и донести до потенциального клиента необходимую информацию. 

Идеальная схема, при которой реализация проекта будет результативной, выглядит так. 
Завод, условно, формирует с далеко идущими целями экскурсионный маршрут на своих производственных площадках, подбирает все самое интересное самостоятельно или вместе со специалистами туроператора.  Передает информацию организующей стороне. В пакете экскурсионного маршрута «Чистополь» туроператор ставит новую точку. То есть, в рамках одной обзорной  экскурсии туристы посещают и завод, и достопримечательности. Затем туроператор с учетом всех необходимых условий (организация рекламной компании, безопасного и комфортного транспорта, формирования туристической группы, сопровождение экскурсии и т.д.) предлагает этот маршрут своим клиентам и партнерам. 
Все просто. Все довольны. Завод демонстрирует свой потенциал туристам, завлекает молодежь, формирует интерес к себе и укрепляет свою деловую и социальную репутацию. Турист получает удовольствие от нового пакета экскурсий, получает достоверную информацию, становиться сам распространителем этой информации. Туроператор получает возможность для расширения продуктовой линейки, и тем самым становится более привлекательным партнером. 

Почему мы говорим здесь только о туроператорах? Ответ очевиден. Потому что, туристические агентства по сути - розничные магазины готовых туров, эффективные посредники, которые реализуют готовую продукцию. А туроператор готовит эти самые турпирожки. И потому именно он берет на себе ответственность за всю цепочку организационных работ, гарантирует качество услуг и продукта потребителю. 

Одно то, что мы сегодня выступаем перед этой уважаемой и высокопрофессиональной аудиторией, говорит о серьезности наших намерений сделать внутренние туристические маршруты в Закамском регионе и по Татарстану более привлекательными как для наших земляков, так и для туристов из других регионов России.  Мы приглашаем туристические агентства к сотрудничеству не только в рамках реализации традиционных туров, но и в рамках продвижения нового продукта. Мы приглашаем предприятия региона к взаимодействию с туроператорами и открытого диалога. 

В рамках нашей с вами миссии в развитии внутреннего туризма важно не только предложить комфортный отдых населению, но и предложить качественный и высокоорганизованный туристический продукт, который будет решать, в том числе, и социальные задачи. Мы к этому готовы. 

Путешествуйте по России с удовольствием! 

Ваш надежный туроператор, Камский центр туризма

(Из выступления на весеннем форуме 3-7 апреля 2019 года Набережные Челны, Экспокама2019.)

 
Переходов: 0 | Добавил: Admin