Выйти за рамки: в чем полезность экскурсий для школьников



01.10.2019, 08:26



  • Выйти за рамки: в чем полезность экскурсий для школьников
  • Выйти за рамки: в чем полезность экскурсий для школьников Выйти за рамки: в чем полезность экскурсий для школьников Выйти за рамки: в чем полезность экскурсий для школьников Выйти за рамки: в чем полезность экскурсий для школьников Выйти за рамки: в чем полезность экскурсий для школьников Выйти за рамки: в чем полезность экскурсий для школьников Выйти за рамки: в чем полезность экскурсий для школьников Выйти за рамки: в чем полезность экскурсий для школьников Выйти за рамки: в чем полезность экскурсий для школьников Выйти за рамки: в чем полезность экскурсий для школьников Выйти за рамки: в чем полезность экскурсий для школьников Выйти за рамки: в чем полезность экскурсий для школьников


Среди школьников, участвующих в экскурсии, был Дмитрий Лихачев, который в конце своей жизни признался: «… эта школьная экскурсия сыграла огромную роль в формировании моих представлений о России, о фольклоре, о деревянной архитектуре, о красоте русской северной природы».
 

Познание мира важный фактор любого образовательного процесса, можно сказать - это обязательная его часть, которая благоприятно влияет на весь ход воспитания и развития. Поэтому важно воспитывать ребенка не только в семье и школе, но и за их пределами. 


К сожалению, сегодня вывезти школьников за пределы школы становится все труднее. Стали сложнее правила автобусных перевозок. Райотделы образования против выездов школьников во время уроков. Родители не все, и не всегда готовы оплачивать экскурсионные поездки детей даже по родному городу. Но тут важно помнить, что именно коллективные школьные экскурсии могут дать детям то, чего нельзя получить в привычном ритме жизни. 
 

Экскурсии для школьников: выход за рамки привычного мира 

 
Для гармоничного развития личности, ребенка необходимо завлекать в разные сферы, в которых они в комплексе получат знания из окружающего его мира. Дети любят развлекаться, но именно такие веселые занятия в сочетании с познанием мира, позволяют подрастающему индивиду адаптироваться в реальности. Вот почему многие психологи рекомендуют родителям водить своих детей в зоопарк, в музей, в театр, в кино, вывозить на экскурсии и так далее. Кроме того, что такие прогулки сплачивают семью, они позволяют лучше научиться понимать себя и других. Когда ребенок начинает посещать учебное заведение, часть обязанностей родителей берет на себя школа, в том числе, в качестве организации коллективных посещений общественных заведений, разного рода познавательных, тематических, «предметных» и развлекательных экскурсий и поездок.
 

 
Чем полезны экскурсии вообще

Эксперты уверены, что качественное образование настоятельно требует выхода за пределы учебного заведения, погружения в окружающий мир, как в богатую развивающую среду. Никакая информатизация и цифровизация не могут заменить экскурсий по своему городу, путешествий по России. 

Что получит ребенок от экскурсии? 

- Новые знания, очень часто по конкретным предметам - «предметные результаты». Экскурсии выступают в роли наглядной иллюстрации ко многим темам, которые изучают в школе.  
- Дополнительное социальное развитие, погружение в «реальную жизнь». Умение выражать свои желания и просьбы постороннему человеку, заводить знакомства, строить отношения, разрабатывать правила поведения и следовать им без присутствия взрослых.
- Развитие таких качеств, как самостоятельность, независимость от взрослых и умение жить в коллективе. Эксперты установили, что именно экскурсии с одноклассниками детям запоминаются надолго, они вспоминают о них спустя много лет во взрослой жизни. Пообщаться в неофициальной обстановке – это очень полезно для сплочения коллектива.
- Расширение кругозора. Экскурсия сама по себе увлекательная и уникальная во всех отношениях возможность посмотреть своими глазами на интересные места, познакомится со знаменитыми достопримечательностями родного края.  
- Дополнение системы интеллектуального развития. Школьники не просто едут на автобусе в экскурсию, они в это время учатся, а также получают некоторый практический опыт: опыт правильного поведение в транспортном средстве, на улицах, в общественных заведениях, правилами рассмотрения памятников и достопримечательностей и т.д.
- Профориентационный опыт. Дети общаются с интересными людьми – искусствоведами, учеными, тренерами и людьми разнообразнейших профессий. Соответственно, у них появляются новые увлечения и интересы, которые могут в будущем оказать влияние на выбор профессии! 
- Патриотизм. Развитие чувства гордости за свою историю, свой народ, свою страну.

И вообще, ребята, которые часто бывают на экскурсиях, становятся другими, они уверенно и свободно чувствуют себя в многоликом мире.
 

 
Экскурсии по природным объектам

Пешие прогулки на воздухе, экскурсии на природные объекты оказывают оздоровительный эффект. Он выражается посредством:
  • - улучшения самочувствия, повышения работоспособности, дает прилив сил и энергии.
  • - оздоровительный фактор чистого воздуха и солнца (даже если на небе тучи). Воздух за городом, в городских парках все-таки чище и полезнее, чем на улицах города. 
 
***   Солнечный свет, даже весьма рассеянный, убивает многие вредные микроорганизмы, обитающие в воздухе, разлагает органические вещества. Солнце ионизирует воздух, способствуя образованию ионов, в том числе и отрицательных ионов кислорода и озона, которые необходимы человеку также как витамины в пище. Для нашего организма в воздухе, которым мы дышим, должен быть определенный баланс, нарушение которого неблагоприятно влияет на самочувствие и здоровье. Например, в деревенском воздухе концентрация ионов обоих зарядов в солнечный день доходит до 800 - 1000 на 1 куб.см. На некоторых курортах их концентрация поднимается до нескольких тысяч. Поэтому солнце и воздух целительно действует на большинство живых существ. 
 
  • - дает практические знания, способствующие умственному развитию и расширению «физических» знаний о мире: прогулки по траве, «прятки» в кустарнике, аромат цветов, шум деревьев, крики птиц и так далее. Те же растения на улице можно не только посмотреть, как на картинках, и тихонечко пощупать в горшочках на окне, но и ходить по ним, прятаться в них, рвать их, вдыхать их аромат. 
  • - насыщенная двигательная активность. Гиподинамия большая проблема XXI века, от которой страдает и внешний вид и физическая подготовка детей, и их здоровье. 40–45 минут быстрой ходьбы в день улучшают мыслительные навыки. Такая физическая нагрузка улучшает приток крови к головному мозгу. Ходьба обеспечивает здоровый сон и провоцирует выработку гормонов счастья – эндорфинов.
  • - в том числе, профилактика близорукости. Ничто так не способствует сохранению зрения, как воздействие солнечного света на сетчатку глаза два-три часа в день.
  • - заряд позитива. По мнению психологов, дети, которые проводят много времени вне помещения, в компании или в одиночестве — по своему желанию, - реже впадают в депрессию, более устойчивы к стрессу, чаще бывают в хорошем настроении. 

***По мнению ученых, дети, ежедневно проводящие на улице много времени, гораздо реже страдают близорукостью, даже если много читают и работают за компьютером. Важно помнить, что смотреть надо не прямо на солнце (это опасно для глаз), а смотреть на небо, с той стороны, где солнца нет. Это реально полезно.

 

 
Посещение зоопарков, дельфинария, ферм, контактных зоопарков

Школьные экскурсии не ограничиваются посещением музеев и памятников архитектуры. Очень часто выбором родителей и детей являются такие места, в которых дети знакомятся с флорой и фауной. Особенно детям нравится посещение зоопарков и общение с животными, поскольку в обычной жизни таких контактов и наблюдения весьма не хватает. В чем же их польза? 
  • - Они помогают подростку не только весело провести время, но еще и обогатить свои эмоции
  • - приносят практические познания различных видов животных, населяющих окружающий мир, т.н. «предметный результат»;
  • - интеллектуальное развитие (какие животные, из каких стран, чем питаются, как выглядят); 
  • - развитие внутреннего духовного мира, чувства доброты и уважения, ответственности за братьев наших меньших;
  • - нереально огромное обогащение эмоций – радость, страх, восторг, удивление и удовлетворение.  
  • - Тесный контакт с животными, оказывает некоторый медицинский эффект, так называемая пет-терапия. Иногда эффект бывает более существенным – эффект от «общения» с лошадьми (иппотерапия), с дельфинами (дельфинотерапия).  
     
*** Оздоровительный фактор пет-терапии эксперты трактуют следующим образом: одно посещение зоопарка и контакта с животными равноценно двум-трем визитам к детскому психологу. В процессе наблюдения и общения с животными дети раскрываются, становятся спокойнее, начинают воспринимать окружающий мир как дружелюбную среду, учатся беречь природу.

 

 
Экскурсии в музей

Музей фактически является уникальным инструментом патриотического, эстетического и нравственного воспитания личности. Миссия музеев нести истинные знания через показ подлинных ценностей. Это является еще и уникальным инструментом обучения, поскольку дает возможность расширять и углублять знания.  Любой музей – это духовное, культурное, историческое наследие и особая атмосфера, способная оказать значительное влияние на формирование личности. 

В школе дети изучают предметы только в рамках учебной программы, а музеи «иллюстрируют» то, что они изучают, и формируют личное отношение к историческим фактам. Экскурсия в музей для детей гораздо больше, чем занимательная прогулка. 


Что же получает подросток от посещения музея:
  • - развитие коммуникабельности и творческого мышления;
  • - развитие внимательности и улучшение памяти;
  • - выход из пространства привычных впечатлений, из рамок своего дома, из обыденности;
  • - знакомство с произведениями искусства, а также с людьми других эпох и культуры, которые одевались по-другому, скакали на конях, ездили на санях…
  • - расширение исторического кругозора. Детям, как и взрослым важно ощущение причастности к глобальному миру прошлого настоящего и будущего, важно знать, что он не вырван из контекста времени и жизни.
  • - созерцание красоты, которое учит «видеть красоту» окружающих предметов в собственном доме, во дворе, на улице и замечать некрасивое, что режет глаз и хочется скрыть. 
  • - воспитание хорошего вкуса и желание воссоздать это особенное пространство там, где живешь сам.
     
*** После посещения музея многие дети стараются прибраться в доме, развешивают собственные рисунки по стенам; девочки обращают внимание на свой внешний вид. Привычными для них становятся такие слова как, «одеваться в стиле такого-то века», «в стиле королевы», «как древнегреческая муза».
 
  • - психологическая терапия. Музеи, особенно классические останавливают темп жизни, перенастраивают мозг, заставляют сконцентрироваться на одном объекте. Это, по мнению экспертов, улучшают качество жизни человека. 
  • - развитие фантазии. Здесь можно замереть и остановиться, чтобы фантазировать и мечтать, чтобы перенести человека в определенную эпоху, погрузить в определенный период культуры человечества.
  • - воспитание патриотизма и уважения к семье, к родным корням, с традициям и истории своего края. 


Практическая информация: 

 
Несколько правил для посещения музея детьми (или с детьми) от искусствоведа:
  • Правило первое. Нет детского и взрослого искусства - оно для всех.
  • Правило второе. Музеи – пространство не только для школьников. Приучать ребенка к музею нужно не раньше пяти лет, но и не позже десяти. Это самый благоприятный период для того, чтобы влюбить детей в искусство. А дальше они должны это делать самостоятельно.
  • Правило третье. Перед походом в музей необходимо подготовить ребенка и рассказать о том, что он увидит, что ему можно делать в музее, как себя вести, чтобы получить удовольствие. В последнюю очередь скажите о том, чего делать нельзя.
  • Правило четвертое. Для первого раза достаточно показать не более пяти произведений/экспонатов и провести в музее не больше получаса.
  • Правило пятое. Взгляните на экспозицию глазами ребенка, присев на корточки и , как Сократ, задавайте вопросы, чтобы помочь раскрыть содержание экспоната.
  • Правило шестое. Не стесняйтесь, если чего-то не знаете. Ведите с ребенком диалог и просто расскажите ему сами наблюдаете. 
  • Правило седьмое. Не торопитесь вылить ушат знаний, просто дайте ребенку время понять, увидеть детали, испытать сопереживание. 
  • Правило восьмое. Время в музее должно стать увлекательным отдыхом: фантазируйте перед картиной, трогайте вместе с ребенком шнурки, стены, полы, искренне восхищайтесь резными ручками на дверях, лестнице, издалека вместе загляните в чулан, не критикуйте в присутствии ребенка музейных работников и состояние экспозиции.  
  • Правило девятое. Ходите в музей тогда, когда этого захочет ребенок. 
  • Правило десятое. Не думайте, что музеи – это прошлое. История повторяется, а всё новое – это хорошо забытое старое. Поэтому экскурсия в музей гораздо больше, чем впечатление. Любое искусство воспитывают глаз и формируют вкус.
 
Камский центр туризма приглашает школьников совершить путешествие вместе с друзьями! Познакомьтесь с предложениеями на странице "Школьные туры", сделайте звонок менеджеру - остальное мы сделаем сами: подготовим пакет документов для выезда ребят (с вашей помощью), предупредим отдел образования, ГИБДД, обеспечим транспорт со страховкой, приедем за детьми и сопровождающими по адресу и доставим их обратно. 
 
  
 
Переходов: 0 | Добавил: Admin